Учредитель театра - Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия

логотип весь.png
gb.png
  • Grey Odnoklassniki Icon
  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Instagram Icon

Касса: 23-21-16

ГБУК «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
ИМЕНИ И.М. ЯУШЕВА»

LOGO.png
teatry.png

86 театральный сезон 

История театра

История театра началась 1 сентября 1935 г., когда он был принят на постоянный бюджет Наркомпроса МАССР. В состав его труппы  входило 80 человек, среди них артисты из театров Москвы, Ленинрада, Куйбышева : Г. Гальчук,          Л. Гальчук, Я. Тарасенко, А. Крамовская, М. Морозов, А. Казачкова, П. Болдов, К. Ложечникова, П. Рябовский,                        М. Сокольский, А. Тарский, А. Зелинская, И. Кагорский и другие. Был усилен состав хора, балет и оркестр. Режиссёр А.Н.Алксандровский, имевший значительный театральный опыт, разностороннюю профессиональную подготовку, смог сплотит творческий коллектив, направить усилия для создания разнообразного репертуара в предлагаемом жанре. Руководил театром А. Новицкий. 

Please reload

Театр в 30-е - 40-е годы

28 ноября 1935 г. опереттой К. Миллёкера «Нищий студент»  театр открыл свой первый театральный сезон. В течение года в репертуаре театра появились: "Мадемуазель Нитуш" Ф. Эрве, "Гейша" С. Джонса, "Весёлая вдова" и "Голубая мазурка" Ф. Легара, "Ярмарка невест" В. Якоби, "Фиалка Монмартра"         И. Кальмана, "Корневильские колокола" Р. Планкетта, "Цыганский барон" и "Летучая мышь" И. Штрауса, "Перикола" Ж. Оффенбаха. 
      

Please reload

Артисты театра в 1937 г .
Артисты театра в 1937 г .

Ф.П.Вазерский
Ф.П.Вазерский

Колотнев Л.И.
Колотнев Л.И.

Артисты театра в 1937 г .
Артисты театра в 1937 г .

1/4

В 1937 году коллектив был преобразован в Республиканский театр оперы и балета. Его директором
и художественным руководителем был утверждён                  Ф.П. Вазерский. Основу труппы составили артисты из разных городов страны. Это талантливые певцы, имеющие опыт и разностороннее музыкальное образование.
   
 

28 февраля 1937 года театр начал сезон оперой  П. Чайковского "Евгений Онегин". На сцене театра также ставились оперы М. Глинки, А. Даргомыжского,  М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Дж. Верди и многих других великих композиторов.   
С 1939 года новую яркую страницу в оперно-исполнительское искусство вписали дирижёр  Л.С. Мандрыкин, хормейстер Д.Д. Загорулько, балетмейстер Л.И. Колотнев, художник Б.И. Росленко-Риндзенко.

Начиная с 1937 г. театр неоднократно обращался к постановке оперы П.Чайковского"Евгений Онегин" в 1961 г. и в 1997 г.
В 2016 г. опера была поставлена в концертном варианте
(дирижёр-постановщик засл. деят. искусств РМ С.Кисс,
режиссёр-постановщик засл.раб.культуры РМ Э.Храмов

 

В июле 1941 года в связи с Великой Отечественной войной Совет Народных Комиссаров МАССР постановил театр оперы ликвидировать. Расформированный театр был преобразован в оперный ансамбль. А в октябре 1941 года Совнарком объединил Мордовский государственный театр драмы с хозрасчётным ансамблем оперы в единый музыкально-драматический театр. Соответственно его направлению был сформирован репертуар. В него входили оперные и драматические спектакли, а также оперетты: "Кармен", "Тихий Дон", "Князь Игорь", "Русалка", "Фауст", "Евгений Онегин", "Иван Сусанин", "Царская невеста", "Травиата", "Чио-Чио-сан", "Севильский цирюльник", "Холопка", "Свадьба в Малиновке", "Сильва", "Майская ночь", "Большевик", "В степях Украины", "Фельдмаршал Кутузов", "Давным-давно" и другие.

Please reload

Театр работал в старом помещении драматического театра, построенного предприимчивым дельцом под первый кинотеатр ещё в 1911 году. В нём не было ни карманов, ни колосников, ни подсобных помещений. Негде было хранить декорации. Негде было и жить артистам, и некоторые из них жили прямо в артистических уборных. Не было дров. И актёры стоически работали в лёгких костюмах на схваченной изморозью сцене. В то время в театре служили такие артисты, как И. Яушев, выпускник Московской консерватории имени П.И.Чайковского, Т. Яушева, А. Давнис, Б. Таллер, С. Ямпольская, А. Рослякова, И. Росляков, А. Яшнов, Б. Журавлёв, В. Гаврилов, Г. Маршалова, А. Фомичёва, Е. Охотина, А. Юдина, В. Киушкин и другие. Директором театра был                         Л.С. Мандрыкин.

Please reload

Сцена из оперы Пиковая дама. 1941
Сцена из оперы Пиковая дама. 1941

"Евгений Онегин", князь Гремин
"Евгений Онегин", князь Гремин

Сцена из оперы Евгений Онегин 1941 г
Сцена из оперы Евгений Онегин 1941 г

Сцена из оперы Пиковая дама. 1941
Сцена из оперы Пиковая дама. 1941

1/4

В годы Великой Отечественной войны Мордовский музыкально-драматический театр подчинил свою работу военному времени. Выступления в госпиталях, концерты в Фонд обороны... Были организованы бригады, которые выезжали с концертами на фронт. Три концертные бригады дали в общей сложности 159 концертов на передовой, на счету у артистов Мордовского музыкально-драматического театра только до 1 января 1944 года (архивная статистика сохранила лишь цифры этого периода) 887 шефских спектаклей и концертов для раненых воинов.

Please reload

В мае 1943 года состоялась премьера первого крупного национального музыкально-эпического спектакля - музыкальной драмы "Литова" Л. Кирюкова, а в августе того же года была поставлена его опера "Несмеян и Ламзурь". Трудно даже представить себе степень напряжённости актёрского труда, если помимо шефских концертов на колхозных полях и в госпиталях только в 1944 году театр оперы дал 160 спектаклей. Труппа театра насчитывала в то время 20 солистов-вокалистов, 16 артистов балета, 24 артиста хора и 24 артиста оркестра.

Please reload

1/2

Период 1935–1948 гг. стал важным этапом в становлении и развитии балета в Мордовии. В постановке первого спектакля нового театра – оперетте К. Миллёкера «Нищий студент», участвовали солисты вновь созданной балетной труппы – Л. Биншток, А. Гай-Горшков и др.  Первым балетмейстером театра  стала Н. Дубровская. 
     

Please reload

В разное время пост балетмейстера занимали солисты балета П. Литони и заслуженный артист МАССР Л. Колотнев, поставивший хореографию в первой национальной музыкальной драме Л. Кирюкова «Литова». Благодаря его усилиям были заложены основы хореографического образования в республике – в 1944 г. открылась студия при театре.

Please reload

В 40-е годы в репертуаре театра появились первые крупные хореографические спектакли : балет Л. Делиба «Коппелия» (балетмейстер   П. Литони,  1943 г.) и «Бахчисарайский фонтан»  Б. Асафьева в постановке Л. Колотнева (1947 г.).

Please reload

«Вальпургиева ночь» из оперы Ш.Гуно «Фауст»

В ряду солистов балета этого периода необходимо отметить В. Алееву, А. Петрову, В. Подстегину, Н. Малышева, С. Топсона, П. Рябова. Ведущей солисткой во всех репертуарных спектаклях 40-х гг. была народная артистка МАССР Тамара Михайлова, творчество которой нашло заслуженное признание у саранского зрителя. Карьеру артистки балета она начала в театрах Казани, Перми и Винницы. В 1937 г. была приглашена в труппу музыкального театра Саранска.

Please reload

«Умирающий лебедь»
«Умирающий лебедь»

Вальс И.Штрауса
Вальс И.Штрауса

«Бахчисарайский фонтан», Мария
«Бахчисарайский фонтан», Мария

«Умирающий лебедь»
«Умирающий лебедь»

1/3

В июле 1943 года Управление по делам искусств при СНК РСФСР реорганизовало Мордовский государственный музыкально-драматический театр в два театра - Мордовский республиканский театр драмы и Мордовский республиканский театр оперы, который просуществовал до 1948 года.

Please reload

Илларион Максимович Яушев (1902-1961)

"Яушев- выдающееся явление мордовской культуры, яркий носитель музыкального гения мордвы, вдохновенного, глубокого и мудрого искусства"
Н.И. Воронина

"Илларион Максимович своим обликом, простотой, радушием привлекал к себе массу людей самых различных возрастов и профессий"

"Такого пианиссимо я больше не слышал!"

Г.Г. Вдовин

"...Ни в каком сне Иллариону Максимовичу не могло привидиться, что его именем будет что-то названо. Я уверен в этом потому, что отмеченные Богом, (а И.М.Яушев носил метку Создателя)..."
В.В Долгов

Имя выдающегося мордовского баса Иллариона Максимовича Яушева навсегда вписано в историю оперного искусства Мордовии. Он стоял у истоков развития оперного искусства в нашей республике и создания Мордовского государственного театра оперы и балета.

Творчество Яушева связано с родной землёй, с народной жизнью. Илларион Максимович родился в 1902 году в селе Лобаски Ичалковского района Республики Мордовия, с восьми лет стал петь в сельском церковном хоре. Уехав из родного села, он поступает в Нижегородский музыкальный техникум, а потом в музыкальный техникум при Московской государственной консерватории.

1.jpg

Отчий дом. Село Лобаски 

С отцом в Нижнем Новгороде 1922 г.

Т.Н. Яушева и И.М.Яушев. 30-е годы. г. Саранск

И.М.Яушев с семьёй 1957 г.

С отцом в Нижнем Новгороде 1922 г.

1/3

При инициативе М.М. Ипполитова-Иванова состоялась первая запись Яушева на Всесоюзном радио, где он спел мордовские песни. Закончив консерваторию Яушев учится у выдающегося певца В.Р. Петрова в оперной студии Большого театра. Он был первым певцом в Мордовии, кто получил высшее музыкальное образование. В состав труппы Мордовского театра оперы и балета И.М. Яушев был принят в 1937 году.

Мордовский хор в г. Москва в 1936 году

Московская консерватория 1927 г. И.Яушев с пианистом И.Медведевым

Академическая оперная студия Большого театра СССР 1939 г.

Мордовский хор в г. Москва в 1936 году

1/4

И.М.Яушев "Народный артист МАССР" (1945) и "Заслуженный артист РСФСР" (1960)

Гремин в опере П.Чайковского "Евгений Онегин" (1937 г.)

Карась в опере С.Гулак-Артёмовский "Запорожец за Дунаем" (1958 г.)

И.М.Яушев "Народный артист МАССР" (1945) и "Заслуженный артист РСФСР" (1960)

1/5

Илларион Максимович был исключительным явлением на оперной сцене Мордовии. Обладая поистине огромным талантом и достойным подражания трудолюбием, артист восхищал слушателей не только силой голоса, ему удавалось глубокое воплощение разнообразных характеров в операх, в романсах, в народных песнях разных национальностей, в произведениях композиторов разных стран и эпох. Талантливый артист создал яркие, колоритные образы Гремина в "Евгении Онегине" П. Чайковского, Мельника в "Русалке" А. Даргомыжского, Пимена в "Борисе Годунове" М. Мусоргского и др.

Яушеву присвоены звания: "Заслуженный артист МАССР" (1936), "Народный артист МАССР" (1945) и "Заслуженный артист РСФСР" (1960), также в 1956 году он стал дипломантом Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение произведений М.П. Мусоргского.

С 1994 года имя Иллариона Максимовича Яушева носит Государственный музыкальный театр Республики Мордовия. В честь знаменитого баса в Музыкальном театре в 2011 году был проведён Всероссийский фестиваль вокального искусства, призванный развивать оперное искусство Мордовии

В последующие годы театр неоднократно преобразовывался, меняя свой статус, профессиональные требования и задачи. В 1959 году он стал Музыкально-драматическим, а в 1969 г. вновь реорганизован в два театра: Мордовский государственный театр драмы и Театр музыкальной комедии.

Период 60-х - 70-х гг. является наиболее плодотворным в истории театра.
В 1959 г. - Государственный музыкальн0-драматический театр МАССР открывает свой первый сезон национальной музыкальной драмой Л. Кирюкова "Литова", которая  
стала этапной для творческого коллектива.  К ней неоднократно обращались режиссёры ( 1969, 1985 гг.). В последующие годы театр регулярно включал в свой репертуар произведения  национальной драматургии.  В 1962 году была поставлена опера Л. Кирюкова "Нормальня", в 1967 году музыкальная драма К. Акимова "Невеста Грома", 1974 году музыкальная комедия Г. Павлова "Мокшанские зори".

660x372.jpg

В 1961 году коллектив переехал в новое здание  (ул. Советская, 60)

1/5

К открытию музыкально-драматического театра в его репертуаре было всего два спектакля. Через 3-4 сезона только оперных спектаклей- более десяти. Большая их часть поставлена дирижером В. Карповым. С 1965 г. главным дирижером  театра был заслуженный деятель искусств РФ М. Фроловский. В театр приглашались режиссёры из других городов России: М. Веризов, В. Курочкин, А. Борисов, В. Макаров, народный артист СССР  В. Канделаки.
Новые достижения театра связаны с успешными постановками музыкальной классики. Основу репертуара театра в те годы составляли оперные спектакли и классическая оперетта.

Большой популярностью у поклонников оперного искусства пользовались ведущие солисты театра: народная артистка РСФСР Р. Беспалова, заслуженный артист РСФСР В. Яковлев, народный артист МАССР В. Киушкин, заслуженный артист МАССР Г. Иващенко, заслуженный артист МАССР А. Яшнов, заслуженный артист МАССР В. Медведский, заслуженная артистка БАССР Н. Кочергина, заслуженная артистка МАССР Г. Конурина, заслуженная артистка МАССР             Р. Князькина,  заслуженная артистка РМ  Г. Камынина, Э. Мижигурская и др.

Ш. Гуно "Фауст" . Р. Беспалова, В. Киушкин.

Дж. Пуччини "Чио-Чио- сан". Р. Беспалова, Э. Мижигурская.

А. Даргомыжский "Русалка". Г. Камынина, В. Киушкин.

Ш. Гуно "Фауст" . Р. Беспалова, В. Киушкин.

1/5

60-е годы – новый этап в развитии балетной труппы театра.  В репертуаре появились вечера балета, программы которых состояли из хореографических сюит классических опер: «Вальпургиева ночь» из «Фауста» Ш. Гуно (балетмейстер                   А. Уманский), «Подводное царство» из «Русалки» А. Даргомыжского и «Восточная сюита» из «Лакме» Л. Делиба (балетмейстер Ю. Гиндос) и др. Эти масштабные для того времени постановки способствовали росту профессионализма и дали импульс к развитию мордовской сценической хореографии (например, танцевальные эпизоды в мокшанской опере «Нормальня» Л. П. Кирюкова, поставленные балетмейстером Е. Маркиной). В этот период на саранской сцене работают солисты балета В. Лаврентьева, Ю. Муринская, В. Маканова, Т. Фуфыгина, Г. Муринский, Е. Дементьев. Балетмейстеры В.Никитин. И. Сергеев, Е. Осмоловский, А. Иванова ставят хореографические сцены в опереттах и музыкально-драматических спектаклях.

                                                                                                                    ***
30 октября 1992 г. творческий коллектив начал новый этап своей жизни в качестве музыкального театра. Первый же спектакль — опера Дж.Верди «Травиата» вызвал огромнейший интерес у публики и показал, что немногочисленная, талантливая труппа солистов способна была осуществлять постановки самых сложных классических опер Дж.Верди, Дж.Россини, Ш.Гуно, Р.Леонкавалло. А в 1994 г. театру было присвоено имя заслуженного артиста России и народного артиста Мордовии Иллариона Максимовича Яушева.

В 2010 году состоялся гала-концерт «Века нам братство подарили», посвящённый 75-летию со дня основания Государственного музыкального театра имени И.М. Яушева и проведённый в рамках мероприятий, связанных с подготовкой к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, а в 2011 году был проведен первый Международный фестиваль классического балета «Браво!».

К юбилейному 75-му сезону Музыкальный театр получил королевский подарок — новое красивое здание с большим залом на 714 мест и сценой площадью 400 кв.м. Причём акустикой зала и техническим оснащением театра занимались лучшие специалисты России.  Это позволило не только перенести многие репертуарные спектакли на новую сцену, но и создавать крупномасштабные постановки со множеством спецэффектов.

В сентябре 2011 года коллектив театра справил долгожданное новоселье. Исполнив на церемонии открытия новой сцены свиридовское «Время, вперёд!», гость вечера — Государственный симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева — как будто настроил коллектив на особый режим работы, задал темп для дальнейшего творческого пути. И театр, не успев обжиться в большом и красивом доме, быстро освоился в новом творческом пространстве, наполнив его операми и опереттами, балетами и мюзиклами, музыкальными комедиями и сказками, фестивалями и концертными вечерами…